Музей Николая Рериха

Я была знакома с искусством Николая Рериха давно,  практически с детства. Хорошо помню его картину "Заморские гости" в Третьяковской галере в Москве. Почему-то эта картина у меня в детстве прочно ассоциировалась с пушкинской  сказкой о царе Салтане. 
Ветер весело шумит
Судно весело бежит

Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана
.
Отлично помню , как сильно меня поразила огромная выставка, которая проходила  в Музее Восточных Искусств на Суворовском бульваре тридцать лет  назад.  


Музей Рериха в Нью-Йорке

Но я совсем не ожидала, что  первый музей Рериха был открыт не где-нибудь, а в Нью-Йорке!  На самом  деле  то, что этот музей был первым я узнала потом.
 А началась все так.  Я живу в самой южной части Нью-Йорка, на берегу  океана ,  и не часто выбираюсь в его северную часть- мне туда больше часа езды. Но когда уж еду, то старательно планирую поездку, тем более когда на улице холодно,  и нужно по пути  знать  места, куда можно зайти погреться . Таким образом я и набрела на музей Рериха, который  расположен на West 107, в десяти минутах хотьбы от Центрального парка,    на берегу Гудзона.  Музей находится в пятиэтажном доме типичной Нью-Йоркской постройки начала двадцатого века- узкий по фронту и глубокий внутри.  На первом этаже - небольшой магазинчик, где можно купить открытки и альбомы. Экспозиция расположена  на остальных трех этажах. 

Музей Рериха в Нью-Йорке

День, когда я забрела в музей,  был будний,  и в музее сначала кроме меня никого не было.  На втором этаже стоял концертный рояль. За ним сидела девушка и играла. У меня на ухо не один, а сразу три медведя наступили, но   музыка звучала так знакомо... И так хорошо было под эту  музыку  одной ходить  по залам  музея и  рассматривать картины.
 Перед уходом я разговорилась  с сотрудницей музея Аней, которая рассказала мне много чего интересного.  Я сфотографировала все что могла и отправилась домой - подбирать материалы для поста. 

Музей Рериха в Нью-Йорке

Родился русский философ и художник  Николай Рерих в Санкт-Петербурге в октябре 1874 года.  Окончил императорскую Академию художеств.   Возглавлял художественное объединение «Мир искусства», делал эскизы для росписей церквей, работал театральным художником,  участвовал в зарубежных выставках.  Революция семнадцатого года изменила мир, и  Николай с женой Еленой и двумя детьми сначала перебирается в Карелию. В    1919 году  Рерих с семьей переезжает  в Лондон.    Осенью 1920 года  по приглашению   Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы,   успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» .


В этом же 1920  году   Николаю  Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать   трехлетнее выставочное турне по 30 городам США. Рерихи переезжают в Америку.  Рериху было 46,  а его жене Елене 41, когда они  в октябре 1920 года вплыли на корабле в Нью-Йоркскую гавань. Сначала они поселились в  Hotel Des Artistes,  на 67 улице. Однако этот дорогой отель им был не по карману, и они скоро переселились ближе к Гарлему на 103 улицу.

Первая персональная выставка Рериха в США открылась  в декабре 1920 года в Нью-Йорке в галерее Kingor Galleries на Пятой Авеню, затем последовали выставки  в Чикаго, Бостоне, Филадельфии, Сан-Франциско.   Выставки имели исключительный успех.   Рерих ездил по Америке- побывал в Калифорнии и  Аризоне. В 1922 году  Рерих создал эскизы к костюмам  оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".  В одном из своих интервью Николай Рерих сказал:  "Я уже три года не был на родине. Я побывал во многих странах и нигде я не чувствовал себя таким счастливым,  как в Америке. Для русских Америка - своего рода своя страна (home country) - есть надежда,  что Россия станет такой же".


 На открытии своей первой выставки Николай Рерих познакомился с молодыми музыкантами  - супругами Зинаидой и Морисом Лихтманами.    Две пары часто встречались, и позднее им   пришла в голову идея создать институт по обучению искусству- музыке, живописи, скульптуре. Скоро было найдено помещение над церковью на 54 улице.  Михаил Фокин преподавал балет, Рокуэлл Кент читал лекции по живописи.
Рерих писал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит "


Хорш ( верхний слева) и Николай Рерих
 ( в первом ряду в середине)

 Позднее к Рерихам и Лихтманам  присоединились  Луи Хорш и его жена. Хорш был преуспевающий брокер на валютной бирже на Уолл стрит. 
 Хорши сразу же попали под магнетическое влияние Николая  Рериха- они как будто были загипнотизированы им. Ну действительно- смотрите сами- Луи оплати все долги Рериха, послал учиться его сыновей  и оплатил четырехлетнюю экспедицию Рериха в Азию.


 В 1922 году Хорш  купил новое помещение для Рериховского Института искусств - очаровательное трехэтажное здание по адресу 310 Riverside Drive  за почти  200 тысяч долларов- огромную по тем временам сумму.   Жена Хорша в своих письмах называет Николая Рериха Великим Учителем,   а его учение - Космическим. 


На протяжении более десяти лет Луи  Хорш практически полностью материально обеспечивал  всю рериховскую работу.
Master Apartment

В 1988 году  дом  на 310 Riverside Drive  был разрушен, и на его месте   был построен 28-этажный небоскреб Master Apartments.  Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом директоров.   Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Хорш пожертвовал Музею 500 000 долларов, плюс к этому он безвозмездно отдал тот участок земли, на котором построен небоскреб,    плюс еще и    одолжил    600 000 долларов. Общая стоимость здания составляла 2 900 000 долларов.


Когда здание закладывалось, Рериха не было в Нью-Йорке- он был в экспедиции на Тибете.  В построенном здании было 24 этажа квартир, в основном дешевые маленькие студии, которые  сдавались  и приносили доход.  Внизу располагались галереи, актовый зал ,   выставочные залы и  библиотека.  В этих галереях и были развешены более трех тысяч картин, которые к тому времени написал Рерих.    Сейчас здание превращено в кооператив, а в одном из актовых залов устроен  кинозал.  Это здание  - единственный во всем мире пример музея, построенного одним человеком для другого. Master Apartments был торжественно открыт 17 октября 1929 . 

Угол здания  Masters Apartment

Вот что пишет про это здание   Википедия :

"В музее имелся Зал Востока со стенными росписями, выполненными тибетским ламой, хранилище тибетских манускриптов, часовня святого Сергия Радонежского с небольшой коллекцией русских икон. (...)Верхняя часть здания имела пирамидальную форму, и весь верхний этаж состоял из одной комнаты, которая использовалась Рерихом и так называемым «внутренним кругом» его последователей для собраний и совещаний (эту комнату Елена Рерих в письмах иногда называет святилищем,   здесь же хранились её мистические манускрипты). В закладной камень здания были вложены подобранные Еленой Рерих духовно значимые для неё предметы.     Интересной особенностью планировки было то, что основной экспозиционный зал являлся вестибюлем, через который проходили все жители здания, посетители театрального зала и ресторана; таким образом, ознакомление с творчеством Рериха оказывалось обязательным для всякого, кто посещал здание"

Музей Рериха в Нью-Йорке

Казалось - все было отлично! А потом началось странное. Я   до конца не  разобралась в том, кто прав а кто виноват.  На многих русских сайтах написано, что Хорши предали Рерихов и , так как по документам все принадлежало им, то они смогли все ( и небоскреб и картины) забрать себе.
Википедия более сдержана: " Конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к разорению всех американских организаций Рериха и, в том числе, к закрытию музея".

Музей Рериха в Нью-Йорке

Для истинного понимания того, что тогда происходило, надо перелопатить целую кучу материалов  Я начала что-то искать и- закопалась...Все-таки мой блог не про Рериха, и не про искусство, а про Нью-Йорк. Оставлю это исследование на потом, когда время появится. На сайте музея Рериха про эту историю ничего не говорится. 


Вот что рассказывала  о новом  музее  ( том самом, который функционирует по сей день и в котором я была )   его вице-президент Зинаида Григорьевна Фосдик:  «Постепенно собирались картины Рериха, находившиеся в коллекциях нескольких сотрудников и друзей в Америке и за границей. Ряд картин поступил из Новой Мексики, из Художественного музея Окленда в Калифорнии, а также из Европы. В Бельгии и Франции находились многие значительные картины Рериха, которые были привезены впоследствии  для их размещения в новом Музее имени Рериха. Позже была возвращена коллекция картин из Аргентинского музея, находившаяся там несколько лет. Таким путём составлялась и росла внушительная коллекция, главным образом, из картин циклов Гималаев, Тибета и Индии. Крупным вкладом явилось поступление коллекции "Древняя Русь" (42 картины), одолженной на долгий срок Музею президентом Музея Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Ежегодно в дар Музею поступали картины Рериха из частных коллекций»


Когда я посетила этот музей, я ничего этого не знала. Но- поверьте- мое незнание нисколько не уменьшило удовольствия от посещения этого бесплатного музея. Теперь я всем своим знакомым про этот музей рассказываю и советую пойти в него в воскресенье, так как там каждую пятницу  в семь часов вечера бывают бесплатные концерты классической музыки. Ну- а особо любознательные- могут исследовать жизнь Николая Рериха в Нью-Йорке дальше- ну,  например, покопаться, как влияла на президента Рузвельта жена Николая Елена.  Или проверить, вступил ли Рерих, будучи в Америке, в масонство. Или проследить судьбу картин, которые  висели в первом музее, в небоксребе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий