Центральный вокзал. Часть 2

В моем прошлом посте неделю назад я начала рассказывать про Центральный вокзал Нью-Йорка,  которому на прошлой неделе исполнилось сто два года.  Вокзал этот  был построен в 1913 году на месте старого депо.

В самой середине  вокзала был построен огромный зал    почти стометровой длины и высотой в десятиэтажный дом.   На потолке этого зала  на бирюзовом фоне изображены созвездия зодиака- всего две с половиной тысячи звезд. 

Главный зал Центрального Вокзала 
 Нарисованы эти созвездия почти совсем так, как они видны  с берега Средиземного моря в Октябре.  Если на потолок посмотрит человек, знакомый с астрономией, то он заметит, что все созвездия нарисованы в обратном, зеркальном  порядке. Звезды эти были нарисованы командой из пятидесяти человек по рисунку  французского художника постимпрессиониста   Paul César Helleu.  Имеются две версии того, почему это случилось.

Потолок Центрального зала
По одной  из них, художник ошибся, перерисовывая созвездия с карты, разработанной астрономом Колумбийского университета. По другой- художник  взял  за основу средневековые рисунки, на которых созвездия изображались так, как из видит бог, а не человек - то есть наоборот.   Когда вокзал открыли, то некоторые пассажиры,  искушенные в астрономии, стали посылать письма.  Семейство Вандербильдов  выбрало официальной вторую версию - ведь не признаваться же  в ошибке.

На этом потолке есть еще два малозаметных пятнышка, на которые никто не обращает внимания.  Одно из них,  недалеко от созвездия Рака,  осталось неочищенным после реставрации в конце девяностых годов прошлого века как напоминание о том, во что может превратиться этот восхитительный бирюзовый цвет,  если  курить внутри вокзала - при расчистке обнаружилось, что 70%  грязи на потолке - это никотин.

Еще одна отметка в районе  созвездия рыб  осталась в память о ракете, установленной в середине зала.  Дело было в 1957 году, вскоре после запуска первого советского спутника.  В главном зале, наверное для того, чтобы показать что и Америка тоже не лыком шита,    была устроена выставка космических достижений  Соединенных Штатов,  и главным экспонатом этой выставки была огромная ракета Redstonе.  Ее по частям доставили на вокзал и там внутри собрали- однако она чуть- чуть - на пол метра - оказалась выше потолка, и в потолке  пришлось пробить маленькую дырочку.

В  середине этого  зала стоят большие часы.   Для уже пятого поколения нью-йоркцев  выражение "встретимся под часами" (meet under the clock)  означает   только одно  - встретимся посередине главного зала центрального вокзала.    Аукцион Сотбис оценивает эти часы  в сумму  около 20 миллионов долларов.  Это не только часы, но еще и компас- четыре циферблата ориентированы строго на юг, восток, север и запад. Под  часами находится  информационное бюро, внутри которого идет винтовая лестница на этаж ниже, где тоже находится информационный  киоск,  а также многочисленные рестораны.   

В этом же центральном зале находится табло, на котором указано время отправления  и прибытия поездов.   Но ВСЕ поезда отправляются ровно на одну минуту позже, чем указано в расписании- ведь как часто бывает, что именно одной минутки-то и не хватило! 

Помимо  помещений, доступных всем пассажирам, есть под вокзалом совершенно секретные помещения.  В зале  М42 ( названном так потому, что он находится под 42 улицей),   запрятанном глубоко под землей, находится старая, уже не работающая трансформаторная станция.   Есть еще там же тоже не работающая красная кнопка, нажав которую можно было остановить работу всего вокзала.    Во время второй мировой  войны этот секретный объект особенно  тщательно охранялся - там дежурило специально подразделение. Солдатам был отдан приказ - стрелять всякого, кто  выйдет из лифта и особенно опасаться людей  с ведром песка- песок мог остановить все крутящиеся механизмы!

Waldorf Astoria Hotel
После сноса старого здания депо, на одном  из освободившихся участков была построена огромная гостиница  Waldorf Astoria. Эту гостиницу называют президентской, так как в ней останавливались почти все президенты Соединенных Штатов.    Под этой гостиницей  находится секретная платформа железной дороги, использовавшаяся одним только человеком- президентом Рузвельтом.  Рузвельт стал президентом во время великой депрессии и не хотел, чтобы его немощь ( он был в инвалидном кресле)  была выставлена напоказ- он считал что для страны, находящейся в таком тяжелом положении, нужен сильный президент,  а не инвалид.   
Рузвельтовский вагон

Рузвельт приезжал в Нью-Йорк в специальном вагоне , на котором стояла президентская машина.  Вагон этот прибывал на платформу под гостиницей, и Рузвельт прямо на машине въезжал в гостиничный лифт. Этот вагон до сих пор стоит на этой платформе,  весь заржавевший.
 

 Если с концу сороковых годов  поезда вокзала  за  год перевозили около 40 миллионов пассажиров ( половину населения Соединенных Штатов в то время),  то к семидесятым годам прошлого века    вокзал стал терять свое величие- большинство пассажиров стали предпочитать  или летать самолетами, или ездить на машине.   Железнодорожные компании стали разоряться.  Здание вокзала пришло в упадок - окна были выбиты, стены изрисован  граффити, в залах ожидания находились не пассажиры а бомжи. Появились проекты по переделке и даже по полной перестройке или сносу  вокзала.

Pennsylvania Station.
 У города уже был  печальный  опыт сноса вокзала-  здание великолепной огромной  монументальной  станции   Pennsylvania Station было снесено в 1964 году. Вместо станции были построены офисные здания и концертный зал.

В  1968  были опубликованы планы по строительству сорокаэтажной башни  на месте здания центрального вокзала.   Планы эти вызвали большую оппозицию, которую возглавила Жаклин Кеннеди,  жена 35-го президента США Джона Кеннеди.  Жаклин жила тогда в Нью-Йорке, в доме, выходящем на Центральный парк  и занималась  благотворительностью и защитой культурного наследия и архитектурных памятников в США.


Под ее нажимом Комиссия по  сохранению памятников в Нью-Йорке присвоила зданию   титул "Историческая достопримечательность" , тем самым защитив его от сноса.  Железнодорожная компания подала в суд, но проиграла. Компания подала на банкротство- крупнейшее корпоративное банкротство за всю историю Америки.    Преемница  этой компании,  всем известная МТА (Metropolitan Transportation Authority)  в 1994 подписала договор аренды и начала  масштабную реставрацию. Стоила эта реставрация 140 миллионов долларов. Во время этой реставрации очистили  от копоти потолок, восстановили все мраморные поверхности и даже построили новую лестницу в центральном зале  напротив старой.

До реконструкции этой лестницы на вокзале не было, но ее нашли на старых архитектурных планах.  Для того, чтобы камень, который применяли в новой лестнице нельзя по виду было отличить от старого камня, вновь открыли заброшенную каменоломню в Теннеси.  На каждом новом камне была нанесена дата для того, чтобы позднее можно было понять, оригинальный ли это камень или добавленный во время восстановительных работ.  Новую лестницу сделали точно такой же как и старую напротив,  - но на один дюйм ниже! Кстати, старая лестница в западной части центрального зала  была спроектирована по образцу лестницы в Парижской опере.
В 90-х годах прошлого века вокзал решил бороться за сохранение окружающей среды. На вокзале установили два типа урн- одни просто для мусора, а другие- для бумаги. Основным  бумажным мусором на вокзале в те времена, когда не было еще ни  iPhone ни   Kindle, были газеты- за один день набиралось более пяти тонн макулатуры!  И вот в урны для бумаги одни    засовывали прочитанные газеты, а другие их вытаскивали и читали.  А совсем  уж предприимчивые граждане    отбраковывали грязные газеты, забирали чистые  и,  отойдя   в сторонку, еще раз продавали их.     И в общем-то никто не возражал, кроме издателей  этих газет - их тиражи неуклонно уменьшались.  Особенно страдала  The New York Times.    И вот,  начиная с июня  2001 по инициативе этой газеты   старые урны были заменены на новые большие железные клетки  с узкой прорезью наверху,   в которую засунуть газету можно, а вот вытащить - никак.   В результате продажи газет  в здании центрального вокзала резко возросли.
В  феврале 2013 года вокзал широко отметил свое столетие. Чтобы вернуть атмосферу того времени, устроители праздника предложили установить в этот день цены 1913 года. Так, кофе   можно было  выпить за 5  центов , а мороженое съесть - за 10  центов.

Кроме того, с утра до вечера посетители вокзала наблюдали за театрализованными представлениями, в которых приняли участие 100 танцоров и десятки музыкальных коллективов.  В честь столетия вокзала была выпущена специальная марка.  Для особо любознательных туристов были организованы ежедневные экскурсии, которые и сейчас проводятся каждый день  и начинаются в половина первого дня в главном зале.  Стоит этот тур 20 долларов.  Если же вам не подходит это время- то не беда- вы можете  за пять долларов загрузить приложение для своего любимого iPhone и вперед. Если с английским проблемы,  то читайте мой блог - он бесплатен!

Комментариев нет:

Отправить комментарий