Моя любовь- Центральный парк. Часть первая.

Есть в Нью-Йорке два места,  где я стараюсь побывать каждый месяц, или во всяком случае хоть ненадолго заскочить- если рядом оказываюсь.  Это  - Метрополитен музей и Центральный парк.  Музей стоит практически в парке,  а сам парк  находится в центре города   и представляет собой сильно вытянутый в длину прямоугольник.  Добраться до парка на метро легко из всех районов  города- поэтому там всегда много народу - и вовсе не только туристов. Распределен этот народ весьма неравномерно- на более популярных центральных аллеях ходят толпы, а на боковых почти диких тропинках  никого и нет.
Центральный парк с высоты 800 метров

Этот парк  не самый большой в городе, но он - самый знаменитый!   Его показывали в различных кинофильмах более 300 раз - больше чем любой другой парк в мире.   Первый кинофильм, снятый на территории парка,  был Ромео и Джульетта 1908 года. Практически ни один фильм,  действие которого происходит в Нью-Йорке,  не обходится без натурной съемки в центральном парке.  Список кинофильмов включает такие блокбастеры,  как  "Завтрак у Тиффани", "Босиком в парке", "Один  дома", "Любовная история", "Осень в Нью-Йорке".  В 2007 году в парке было снято больше 20 кинофильмов! Есть даже специальная экскурсия по парку, которая водит по тем местам, где снимались знаменитые кинофильмы.
Озеро с утками зимой
 
Да и в литературе Центральный парк тоже упомянут не раз. В моей любимой книге "Над пропастью во ржи"  Холден спрашивает таксиста: " Скажите, вы видали тех уток на озере у  Южного выхода в Центральном парке? На маленьком таком прудике?  Может, вы случайно знаете, куда они деваются, эти утки, когда пруд замерзает? Может, вы случайно знаете?"   Я много- много раз была у этого пруда, в том числе и зимой. Как-то получалось, что всегда-всегда даже в морозы на пруде сохранялась полынья, хоть и небольшая. И там всегда были утки!

Кажется, что парк был всегда... Но на самом деле- все что в парке - сделано руками человека- и эти скалы, и тропинки в лесу, и ручьи, и озера сам лес...


В 19 веке город бурно рос, состояния накапливались буквально за одно поколение, и зажиточные семьи хотели иметь у себя то же самое, что имели  семьи с таким же достатком в Европе.  Дом каждый мог построить себе  в соответствии со своими доходами и пожеланиями, а вот места,  где выгулять те многочисленные туалеты, которые каждый сезон доставлялись из Парижа, кроме забитой экипажами Пятой Авеню, практически не было.  Богатые купцы и землевладельцы   видели парки Лондона и Парижа и хотели иметь и в Нью-Йорке нечто подобное. В 1844 году популярный в городе человек, поэт, журналист, издатель газеты  "Нью-Йорк пост", Уильям Брайант предложил разбить парк. Однако его именем назвали не центральный парк, а другой- меньше, но не менее замечательный- около центральной библиотеки. Я писала про него раньше.


К северу от 59 улицы находилась сильно пересеченная, местами заболоченная, местами  каменистая  местность, весьма  неудобная для строительства особняков. К тому же это место было превращено в городскую свалку по причине своей удаленности  от фешенебельных улиц.  Вот этот кусок земли и   решили превратить в парк. Однако сначала  пришлось переселить более полутора тысяч человек, в основном малообеспеченного народа типа  немецких садоводов,  ирландцев с их свинофермами  и чернокожей бедноты, которая, естественно, сопротивлялась, несмотря на то,  что им полагалась   компенсация в размере двух тысяч долларов- не малая по тем временам сумма.  В последнее десятилетие в прессе стали появляться статьи об исчезнувшей деревне с названием Сенека, в которой проживало около 250 человек, почти все  чернокожие,  и которая находилась как раз на месте Центрального парка.  В 2011 году на территории парка были проведены  раскопки,  которые обнаружили  отдельные предметы быта того времени,  указывающие на наличие поселения. Шуму подняли много, однако потомков жителей этой деревни до сих пор обнаружить не удалось.  
В 1857  вновь созданный Совет Центрального парка  объявил конкурс проектов.  Было представлено около сорока работ. Победил проект под названием "Greensward Plan", разработанный  Фредериком Олмстедом и Калвертом Воксом.   Разработчики взяли за основу не зарегулированный французский парк с постриженными в линеечку деревьями


( ну как например парк в Версале) а романтический,  как будто естественный английский парк.
Для того,  чтобы сохранить ощущение нетронутой природы, разработчики  опустили  четыре дороги, пересекающие парк с востока на запад,  на три метра ниже основного уровня парка.  Они также предусмотрели отдельные дорожки для карет,  прогулок верхом и пеших прогулок.   Для того, чтобы эти дороги и тропы не пересекались, было предусмотрено более сорока небольших мостиков.
При строительстве было занято более двадцати тысяч рабочих, которые буквально перелопатили почти три миллиона кубометров грунта.  Грунт оказался непригодным к посадке растений,  и его пришлось доставлять из более плодородного соседнего штата.
  Когда гуляешь по парку, то кажется, что все эти холмы, скалы, полянки существовали сами по себе- а на самом деле - все это было продумано и сделано руками строителей.  И деревья тоже не сами по себе выросли - к открытию парка было  высажено более 250 000 кустарников и деревьев. До наших дней от этого количества дожило не более ста пятидесяти  ветеранов, но   парковое хозяйство регулярно подсаживает новые.

Парк открылся зимой 1859 года и тысячи жителей города пришли   кататься  на коньках по замерзшему искусственному озеру.
Через десять лет парк посещали ежегодно более семи миллионов человек!   Надо учесть  при этом,  что в самом Нью-Йорке тогда было меньше миллиона жителей.  Более половины прибывало в парк  в своих экипажах, и дорожки парка вскорости превратились в место демонстрации  своего богатства.
 В парке были очень  строгие правила - не разрешалось,  например, устраивать пикники на газонах,  а школьники могли играть в мяч только при наличии у них письменного разрешения директора школы. И это вовсе не странно - по  замыслу создателей парк предназначен был только  для прогулок и релаксации.
 Со временем правила  изменились, стали менее строгими. В 1871 году в парке появился зоопарк, который работает и до сих пор. Несмотря на относительно высокую  стоимость - 18 долларов для взрослого и 13 долларов для ребенка старше 3  лет, в хорошую погоду там полно-полно народу.  Я была в зоопарке лет пять назад и была им просто очарована  - как на такой небольшой площади  можно много зверей поместить , чтобы не казалось скученно!  В зоопарке можно посмотреть на пингвинов четырех различных пород, снежного леопарда, красную панду, белых медведей, морских львов...

 Популярности парка способствовало строительство двух музеев на восточной и западной сторонах , один напротив другого. В 1874 году началось строительство Метрополитен- музея,  а в  1877 году был построен музей естественной истории. 
Музей естественной истории

 Однако история парка далека от идиллической. К началу двадцатого века парк захирел- уж очень дорого стоило  такую огромную территорию поддерживать  в надлежащем состоянии.  В середине двадцатого века   мэром Нью-Йорка стал Ла Гвардия- его именем назван один из аэропортов города.  Мэр назначил  Роберта  Мозеса,  уже зарекомендовавшего себя при строительстве парков,  главой паркового хозяйства.  
Мозес вообще очень значительная фигура в Нью-Йоркской истории.  Его называют - мастер- строителем Нью-Йорка.  Его иногда сравнивают с бароном Османом, преобразовавшим Париж в середине  девятнадцатого века. Мозес   фактически создал Нью-Йорк в том виде, в каком он сейчас существует. Это Мозес  построил   скоростные дороги,  по краям  которых он предлагал сохранить зеленые посадки- Белт-парквей  и  Ошеан парквей. Это Мозес построил один из самых знаменитых  пляжей  Длинного острова  - Джонс - пляж.   Именем Роберта Мозеса назван и мой самый любимый  пляж, занимающий западную оконечность  Fire Island.  По его инициативе в Нью-Йорке дважды была проведена Всемирная выставка - в 1939 и 1964 годах.  

Мозес начал реконструкцию Центрального парка. Он был  главным управляющим Нью-йоркских парков  с 1934 по 1960 годы.  Мозесу удалось получить федеральное финансирование на восстановление ландшафтов и разрушающихся сооружений парка.  Он построил   в парке баскетбольные  и гандбольные площадки, каток  и теннисные корты.  Он разломал старые сарайчики в зоопарке и выстроил новые здания,  построил каток, сделал 20 детских площадок и установил для детишек статуи Андерсена и Алисы.

Мозес вышел на пенсию, и парк опять пришел в упадок.    За десять лет с 1975 до 1986 год в парке было совершено тридцать пять убийств. В это же время число постоянных работников сократилось более чем в два раза.  Поляны парка превратились в помойку, пруды были заполнены жестянками от пива и коки, фонтаны  и стенки беседок расписаны граффити.  Семидесятые годы- пожалуй самые черные годы в  истории Нью-Йорка.     В городе  совершалось  6-7 убийств в сутки. В 1975 году   город был объявлен банкротом. 
В 1980 году был создан комитет по  Охране Природы, который активно стал привлекать волонтеров для восстановления разрушенных объектов парка. К началу девяностых парк был вычищен и приведен в порядок, восстановлен каток, замок Бельведер очищен от граффити.  
 История возрождения Нью-Йорка  после кризиса 70х заслуживает  отдельного разговора- я постараюсь написать об этом позже, а пока продолжу в следующем посте  рассказ про  Центральный парк и про то, в нем находится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий