Рокфеллер-центр. Часть Третья

В моем посте за прошлую неделю и за неделю до этого я рассказывала о Рокфеллер- центре-  комплексе зданий в центре Нью-Йорка, построенном Рокфеллерами во время великой депрессии.   Я рассказала немного о семействе Рокфеллеров и  об  истории строительства центра.  Рокфеллер- центр- огромный, в него входят 19 зданий. В 1933 году, когда центр был официально открыт, в него входило 14 зданий, остальные были добавлены позже.

Если сравнить небоскребы Рокфеллер-центра с небоскребами, построенными,  раньше- видна существенная разница. Нью-Йоркские небоскребы первой четверти двадцатого века украшались балкончиками,  башенками,  колоннами - и все это на такой   высоте, что только птичкам  это было видно.  В небоскребах Рокфеллер-центра  все функционально- они знаменую собой начало нового стиля в строительстве небоскребов.
Между прочим, Джон Рокфеллер вовсе не хотел, чтобы центр назывался его  именем- на этом настоял  Айви Ли,  ответственный за связи с общественностью. Ли подсчитал,  что таким образом будет привлечено  большее количество  бизнесменов, которые захотят разместить в здании свои офисы.
GE Building

Интересно отметить, что  отнюдь не всегда все офисные помещения в Рокфеллер центре были заняты.    Через десять лет после постройки здания, когда кончилась вторая мировая война,  дела в стране шли просто отлично.  К 1967 году на освобождаемое пространство даже была очередь! Но всего - лишь три года спустя, в 1970, около трети помещений стояло пустыми. В это время Нью-Йорк переживал очень трудные времена и был объявлен банкротом. С приходом  мэра Джулиани ситуация стала выправляться , но к 1995 году опять все похужело и пустовало тогда около четверти помещений!  Сейчас  все занято, и стоимость рента растет, но кто знает, что будет...


Рокфеллер-центр стоит в середине Нью-Йорка, а в середине Рокфеллер- Центра возвышается знание  GE Building- я про него писала в моем прошлом посте. Перед входом- площадь, на которой зимой устанавливают главную елку страны, ( про елку  в моем блоге  можно прочитать вот здесь) а  летом cо второй половины июля до конца августа   устраивается небольшой рынок , где перед работой можно купить свежие фрукты и овощи, привезенные местными фермерами.  Когда нет елки и рынка, эту площадь украшают скульптуры- каждый год- разные, но все- странные...


В середине площади- большое квадратное углубление - как-бы на один этаж ниже, чем сама площадь. Зимой в этом углублении работает каток  а летом- ресторан. На  сбоку катка/ресторана- большой фонтан с золотым Прометеем, подсвеченным вечером разноцветными огнями.  На мой взгляд, ничего выдающегося эта скульптура из себя не представляет, но фотографии получаются замечательные! 


Обрамлена площадь флагштоками, на которых развеваются самые разные флаги- около 200 штук. В обычные дни- это  флаги государств- -членов ООН и различных американских штатов и территорий.  В праздники флаги могут и поменяться-   например - все серебряно- золотые, как это был в какое-то рождество. Во время некоторых государственных праздников-  на каждом флагштоке висит только звездно - полосатый флаг.


На 65 этаже  GE Building  находится знаменитый ресторан   Rainbow Room.  Когда в 1936 году он открылся, то был первым   рестораном , расположенным в небоскребе. В течение нескольких десятилетий это был самый "высотный" ресторан Соединенных Штатов.  В результате  финансового кризиса   2007–08 бизнес сильно пострадал и ресторан в 2009 году   закрылся. Ресторан  перешел из рук в руки его основательно  отремонтировали  и в 2014 году  он опять открылся.  Бокал вина стоит от 16 долларов, коктейль от 20,фуа-гра - 16 долларов, а вид из окон- бесценен. Каждую пятницу с пяти  до девяти вечера  (самое лучшее время  для того, чтобы полюбоваться переливающимися огнями Нью-Йорка), там играет джаз.

Если же вы хотите только вид без еды- то вам - на смотровую площадку  Top of the Rock - на самом верху того же  GE Building.    Когда в 1933 году смотровую площадку впервые открыли, она напоминала палубу гигантского лайнера. Архитектором ее был  Раймон Худ, и в его портфолио до этого уже было несколько замечательный Нью-Йоркских небоскребов.   Во время одного из ремонтов ресторана Rainbow Room в 1985 году  площадку закрыли и открыли   2005 году, полностью модернизировав . По моему- она лучше, чем соседняя на  Empire   State Building, так как с нее виден сам Эмпаер!  Между прочим, по рейтингу на Tripadvizor  эта площадка N4 ( после Центрального парка и Метрополитен-музея) из 1,654 достопримечательностей , которые нужно посетить в Нью-Йорке.  Билет дорогой - 30 долларов, но его можно купить заранее на определенное время и тем самым избежать очереди - правда может оказаться, что день оказался дождливый...  


Смотровая площадка после открытия
Мой совет- поднимитесь на площадку минут за тридцать до захода солнца и дождитесь,  пока город не начнет зажигать огни- феерическое зрелище!   Кстати, вы сверху может увидеть   тайные сады на крышах других зданий Рокфеллер-центра.   Сады были спроектированы архитектором     Ральфом Ханкоком и открылись в 1935 году.   На крыши было поднято более трех тысяч тонн земли , в которую посадили почти две тысячи деревьев  и кустарников. В течение первого полугода сады посетили более восьмидесяти тысяч человек- билет стоил 1 доллар.   Через три года сады для   посещения закрыли, и сейчас в них простой люд не пускают. Но тем,  кто смотрел "Человек-паук" ,  повезло- так как раз  один из садов показан.

   Для того, чтобы привлечь европейских инвесторов  ( в Америке в это время была Великая Депрессия) Рокфеллер решил назвать небоскребы  в честь некоторых европейских стан. Первыми появились  французское Maison Francaise и английское  The British Empire Building здания. Между Англией и Францией,  как известно- пролив Ла Манш, а между  двумя этими  небоскребами, выходящими на 5 авеню- сады пролива - Channel Gardens.   Там несколько раз в год меняются цветы и деревья- летом я там видела пальмы, осенью - море оранжево-красных осенних  хризантем, которые по -  английски  называются mums.    Зимой- всегда одно и тоже- светящиеся ангелы.  Я про  этот променад писала в одном из моих прошлых постов.   

Двери в Английское здание
 На  английском здании- позолоченные аллегорические фигуры, представляющие  те самые отрасли промышленности, которые в те времена принесли славу и богатство Британской Империи- Уголь, Рыболовство, Соль,  Сахар и табак.   В 20х годах прошлого века Британская Империя была в самом расцвете, и выражение           " Cолнце никогда не садится над Британской Империей"  было очень популярным- и на здание изображено вот это самое незаходящее стилизованное солнце.  
 
На французском здании замечательный позолоченный барельеф.  Внизу его- три женские фигуры, изображающие Поэзию, Красоту и Элегантность.  А в верхней части- две- Париж (справа) с собором Нотр-Дам в руках, и  Нью-Йорк. Над барельефом - надпись -  Liberté, Égalité, Fraternité  -свобода, равенство и братство.  
Двери во Французское здание 

 Впервые девиз  этот    появляется в речи Максимилиана Робеспьера  в 1790  году.  Позднее он  стал лозунгом  всей Великой французской революции.
 Еще одно здание назвали в честь Италии.  Рокфеллер надеялся, что Италия  подключится к финансированию проекта.  Муссолини понравилась  модель здания- он особенно воодушевился, что на чертежах итальянский небоскреб был на три этажа выше чем английский и французский  ( когда строили - высоты сравняли).


Однако у правительства Италии денег не нашлось.  Тогда подключились итальянские бизнесмены, проживающие в Америке.  Была создана группа   “Societa Anonima Palazzo D’Italia,” которая и оплатила расходы. В 1935 году  американский скульптор итальянского происхождения   Attilio Piccirilli сделал стеклянное панно, которое повесили над входной дверью. На панно был изображен крестьянин с лопатой, копающий землю. 

Сбоку был написан лозунг- “Arte e Lavoro…Lavoro e Arte”  - "Труд это искусство.  Искусство-это труд".  И висело себе это панно целых шесть лет до того момента,  пока Америка не вступила во вторую мировую войну и Италия не стала врагом.  И тогда стали замечать, что уж очень это панно  близко к фашистской идеологии о полезности тяжелого труда и   панно сняли.     Пространство над дверью оставалось пустым, пока в 1965 году   над дверью поместили барельеф другого итальянского скульптора Giacomo Manzu - теперь там изображались виноградные лозы и колосья. 

Итальянское здание

А другая работа  Piccirilli в Рокфеллер- центре сохранилась. И совсем недалеко от Рокфеллер Центра имеется еще одна скульптура этого мастера-  мемориал броненосцу "Майн" на  Columbus circle.   Эта панель кстати была не единственным украшением, которое  было убрано по политическим причинам с итальянского здания- скульптор Leo Lentelli в своем барельефе изобразил четыре периода итальянской истории- Древний Рим, Возрождение,  Войну за независимость Италии 1870 году и... фашистский режим.  Свастики, которые также присутствовали в орнаментах на итальянском здании,  были ликвидированы.  
 
Четвертое здание из этой группы предполагалось назвать and Deutsches Haus,  Германии эта идея понравилась, однако после  того, как Гитлер пришел к власти Джон Рокфеллер передумал и назвал это здание    International Building North.

В этом здании  на 36 этаже  в годы второй мировой войны располагалось отделение  Британской разведки, которое занималось координацией работ   британской МИ-5 и американского Федерального Бюро Расследования.   Возглавлял  это отделение Уильям Стефенсон.  Его официальная должность называлась "Офицер паспортного контроля", а неофициальная миссия заключалась в создании  секретной сети британской разведки в западном полушарии.  Считается, что именно Стефенсон был прообразом знаменитого Джеймса Бонда.

Перед входом в это здание на 5 авеню стоит огромная скульптура Атланта, сделанная в 1936 году. На своих плечах он держит сферу, которую можно использовать как компас- ось север-юг указывает на полярную звезду. Эта  статуя высотой с четырехэтажный дом и весом  около семи тонн- самая большая статуя в Рокфеллер- центре.    Эта скульптура вызвала много разговоров среди жителей Нью-Йорка- - некоторые видели портретное сходство с  итальянским диктатором Муссолини, другие- с распятым Христом. Скульпторы эти ассоциации полностью отрицали.

Я не рассказала еще про многое из того, что есть в Рокфеллер-центре- и про подземные магазины, и про  Радио Сити холл, и про аукцион Кристи... Может- в другой раз. Ведь Рокфеллер- центр такой большой!!!  Но лучше  один раз увидеть, чем сто раз услышать- приезжайте и посмотрите сами- не пожалеете!

Комментариев нет:

Отправить комментарий