Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке. Часть 3. Мемориал

Две недели назад я начала публикацию постов об одной из самых трагических страниц истории современного Нью-Йорка.  Про то, как строились близнецы- башни, разрушенные в результате террористического акта, и что было на этом месте раньше можно прочитать вот здесь. Про строительство новой башни читайте  вот тут. А я сейчас расскажу про мемориал. 

В апреле 2003 года был объявлен конкурс на создание мемориала.  В описании условий конкурса, подписанном губернатором Нью-Йорка Патаки и мэром Блумбергом, сказано, что  проект этот самый значительный и самый большой мемориальный проект за всю историю города.
 Было подано  более пяти тысяч заявок из 63 стран - это был самое массовое соревнование проектов за всю историю!


Жюри состояло из архитекторов  и художников,  а его почетным членом был Давид Рокфеллер, самый старый из семейства Рокфеллеров. Это именно он  в 1960 году был инициатором строительства Всемирного Торгового Центра.  14 января 2006 года в Нью-Йорке были названы имена победителей -  ими стали архитектор  Майкл Арад и ландшафтный дизайнер Питер Уолкер.
«Как и все в мире, я был шокирован трагедией, произошедшей 11 сентября, – рассказывает Майкл Арад. – Я тогда жил в Нью-Йорке и с крыши своего дома видел, как второй самолет врезался в здание Всемирного торгового центра. У меня возникло желание как-то откликнуться на эту трагедию. Тогда о конкурсе еще речи быть не могло, но мне хотелось сделать это для себя. Как дизайнер и архитектор, я начал делать наброски в виде эскизов. Это событие произошло рядом с рекой Гудзон, и у меня в голове сложился образ двух черных провалов, образовавшихся в реке. И когда через год был объявлен конкурс на создание мемориала, я опирался именно на эту идею».
Вот что рассказывал про этот мемориала в   2006 году Александр Генис на радио "Свобода":


"Проект молодого, почти неизвестного зодчего Майкла Арада, которому на завершающем этапе помог более опытный специалист по ландшафтной архитектуре Питер Уолкер, покоряет своей глубокой символикой. Такой мемориал, как театр, рождает не мгновенный отклик, а растит эмоциональную реакцию. Я бы сказал, что это не только памятник, но семиотический ребус, решение которого требует медитативной паузы.
По замыслу Арада центральным элементом станут два бассейна, залившие водой фундамент погибших «близнецов». Это - тонкое решение, ибо вместо того, чтобы создать, как предлагали конкурирующие проекты, образ разрушенных небоскребов, Арад фиксирует их след. След обладает подлинностью, которая выдает присутствие реальности, но не является ею. След указывает на то, что она, реальность, здесь была, что и делает след неотличимым от памяти.
Другая часть проекта - стена с именами погибших, расставленных в том случайном порядке, в котором их застала смерть. Повторяя Вьетнамский мемориал в Вашингтоне, этот мартиролог отражает ненависть американцев к братскими могилами. Я-то помню, какие усилия (сразу после 11 сентября) прилагали городские власти, чтобы опознать каждую жертву налета. Теперь могилой им будет высеченная на стене строка
.

Питер Уолкер, предложив окружить площадь «лесом» - кустами и деревьями - внес органику в скорбную архитектуру. Этим он подчеркнул, что призвание зодчества - жить во времени, а не перечить ему. Открытая стихиям, архитектура должна с ними сотрудничать. Ведь ни одно сооружение не остается таким, каким оно было задумано. Времена года меняют его цвет, погода - фон, история - контекст. "



Открылся мемориал  в 10-ю годовщину  трагических событий.        Два одинаковых бассейна, каждый размером 65 на 65 метров находятся на тех местах, на которых раньше стояли башни. Это на самом деле вовсе не бассейны- это водопады, которые уходят вниз. По  краям - парапет, на котором  выгравированы имена всех, погибших 11 сентября 2001 года и 26 февраля 1993 года.   Вокруг растут  молодые дубы. Дуб - национальное дерево Америки- это решение принял  Конгресс совсем недавно, уже после трагедии 9-11, в 2004 году.  Различных пород  дубов в наших краях много  - есть красный дуб, есть южный дуб, есть белый- по цвету древесины. Вокруг мемориала растут именно белые дубы . Белые дубы очень неприхотливы и живут более 300 лет.

Бассейны эти весьма сложны в уходе. Нужно множество помп, чтобы все время подкачивать воду. Имеется большое количество фильтров. чтобы задерживать всякий мусор, и монетки в том числе.  В воду добавляются специальные химические реагенты для очистки. Имеется   система подогрева, чтобы вода не замерзала и в мороз. Время полного цикла  прохода воды составляет 22 минуты.


Каждый день рано утром обслуживающий персонал устанавливает живую белую розу рядом с тем именем, чей день рождения приходится на это число. Каждый год 11 сентября на мемориале появляется шесть роз... Эта идея пришла в голову работникам мемориала.  Стоят розы 2.500 долларов в год. 



Когда мемориал открылся в 2011  году- вокруг кипела стройка, место было загорожено забором и надо было зарезервировать заранее пропуск. В мае 2014 года мемориал наконец-то открыли для свободного посещения, но стройка вокруг вовсе не закончена.  Ведь 11 сентября были разрушены не только башни - близнецы.
На сегодняшний день достроены до конца  только One Trade Center, мемориал и музей. У мемориала я бываю очень часто а вот в музей ни разу не ходила- как-то мне неуютно, что  здесь музей с его кафе и туалетами построили да еще и 24 доллара за вход берут - как будто трагедия может быть источником дохода. 
  Про то, что еще строится -  а реально   построены только музей, мемориал и башня- я расскажу когда-нибудь в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий