Скульптор Луиза Невельсон и площадь ее имени

Есть в Нью-Йорке небольшая  площадь, которая находится  на перекрестке  улиц  Liberty  и William, в двух блоках от   Wall street.  Я много-много раз проходила через эту площадь и каждый раз с интересом рассматривала гигантские   металлические формы  черного цвета, расположенные на ней.  Нельзя сказать, что я большая любительница абстракционизма, да и совсем я не знаток  его, но вот эти штуки мне  понравились.


Особенно хорошо они смотрелись  на фоне освещенных окон, когда уже спускались сумерки. Через несколько таких проходов мимо я  удосужилась посмотреть на название площади- Luise Nevelson PLaza. Имя это  мне  ( ну, необразованная я...) ничего не говорило .  И вот наконец-то решила я покопаться поглубже. Потрясающая тетка оказалась эта Луиза! 


В 1899 году    у торговцев пиломатериалами Исаака  и Минны Берлявских  родилась дочка. Назвали ее  Лея.     Место ее рождения различные источники указывают по разному - где сказано что в Киеве, где - в Полтавской губернии, а где- в городе Переславль .
Через три года после ее рождения отец уехал в Америку. Он бы уехал еще раньше, но Исаак был младшим в семье- все старшие уже разъехались а он ухаживал за стариками.   Лея была так потрясена отъездом любимого папы, что, будучи уже трех лет,  на пол года  замолчала. Через три года в 1905 всей семье   удалось перебраться в Америку - очень во время.


Школьное фото Луизы.
Она- четвертая слева. Фото из Википедии
 Про  страшные еврейские погромы в России в это время  известно всем...
 Поселилась семья Берлявских в маленьком городке в штате Мэйн и  Лея стала  Луизой. Несмотря на то, что у Исаака дела шли вполне успешно, его жена Минна страдала депрессией.  Ей казалось, что ее детям чего-то не хватает,  и она и Лею и родившуюся уже в Америке  Лилиан одевала как  взрослых модных девушек.  Это,   и еще   незнание языка- в семье говорили на идиш  - изолировало Луизу от остальных. 


 В 1918 году Луиза окончила в школу.  Через два года вышла замуж за Чарльза Невельсона  и вместе с мужем перебралась в Нью-Йорк.  Она  брала классы живописи и рисования,    несмотря не неодобрение свекрови. Позже она писала: "В семье моего мужа ты мог знать Бетховена, но боже сохрани если ты был им..." 1922 году Луиза родила мальчика, а    в  1931  разошлась с мужем- роль просто жены ее не устраивала .  Она уехала к родителям в Мэйн, а потом, оставив сына с родителями,  - в  Европу, в Мюнхен- учиться в Мюнхенской школе искусств. 

Через четыре года Мюнхенская школа закрылась- это был 1937 год, и художественной школе , где преподавал известный   абстракционист Ганс Гофман, не место было в нацистской Германии.   Луиза вернулась в Америку.  Здесь она  познакомилась  с Диего Ривера, приехавшим в 1933 году в Нью-Йорк делать фреску в Рокфеллер-центре, ту самую фреску на которой он изобразил Ленина и из-за которой разгорелся скандал.  Я писала про эту историю в моей заметке  про  Рокфеллер-центр.  Ривере нужны были помощники, и Луиза к нему присоединилась.

В мастерской Хаима  Гросса

В 1935 году она познакомилась с молодым, но уже признанным скульптором Хаимом Гроссом. В это время у Гросса была мастерская в Гринвич Вилладже, и его деревянные скульптуры уже выставлялись   в престижных салонах Нью-Йорка.  Мне повезло- я была в мастерской этого замечательного художника  чуть меньше двух лет назад, когда в Нью-Йорке проходил день открытых дверей. В этот замечательный день  открываются многие обычно закрытые для  публики небольшие салоны   и  частные музеи.  Вот здесь можно про мастерскую Гросса у меня прочитать


Луиза стала заниматься в   школе Гросса.  В 1941 году  в одной из лучших галерей города открылась ее первая персональная выставка. Отзывы были самые благожелательные, но ничего продано не было... И на второй выставке тоже... На третью выставку  Луиза представила работу «Цирк» из трех секций «Зверинец», «Клоуны» и «Фигура из публики», явно сделанную в стиле кубизма. Критикам опять понравилось, а вот публике... Луиза была в гневе - ей уже сорок лет, а ничего не сделано! Она сожгла  все,  что было на выставке и все свои ранние картины. 

   Вот что в 2003 году писал  в своей статье  в газете "Русский базар"  Эрнcт Нехамкин :
"Она всегда любила необычную одежду, и ее костюмы привлекали такое же внимание, как и ее работы.  Журнал «Time» назвал ее однажды «помесью Екатерины Великой и бездомной женщины», и она, со свойственной ей искренностью и юмором, не отрицала этой характеристики. «Каждый раз, когда я одеваюсь, я создаю картину - живую картину себя самой,» - говорила она. Картина эта включала также эффектные накладные ресницы: «Я не чувствую себя одетой без моих ресниц». Ее почитателям это нравилось: ее друг драматург Эдвард Олби называл ее «птицей редкого оперения», которая прославилась «многоцветной одеждой, прекрасными неожиданными украшениями и длиннющими саблевидными ресницами, обрамляющими глубокие серьезные глаза».



Америкаский драматург Эдвард Олби, автор знаменитой пьесы "Кто боится Виржинии Вульф" , вывел Луизу в качестве главной героини своей пьесы "Оккупант".  Одно время эта пьеса шла в Нью-Йорке. 
Из коллекции
в музее Гугенхайм
Нью-Йорк

 Луиза была действительно весьма эпатажная дама.   Однажды ее подруга -художница спросила- дорогая, как те удается так хорошо одеваться, на что Луиза ответила "Fucking, dear, fucking".

В конце пятидесятых годов, будучи уже не очень молодой,  Луиза изобрела свой метод ассамбляжа.
Ассамбляж ( от французского слова  assemblage — сборка, монтаж)  это своего рода коллаж из различных материалов,  но не на плоскости, а в пространстве.    Этот термин    был придуман французским художником Жаном Дюббюффе в 1953 году, который с помощью его охарактеризовал свои работы, которые были выполнены из обломков разных материалов. 



 Луиза взяла деревянные ящички и стала заполнять их различными деталями - в ход пошло все- ручки от дверей, ножки от стульев, бейсбольные биты,  сиденья  для унитазов.  Первая такая работа называлась "Небесный собор" ,  и состояла она из 116 коробочек.  Эту работу приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства,  и Луиза  стала знаменитой. 

 В 1958 году художница купила три дома  на  Spring Street в районе Little Italy  и сломала перегородки между зданиями - в результате получилось 17 комнат на нескольких уровнях, и  все эти комнаты были заполнены всяческими вещами , которые могли на  взгляд непосвященных показаться мусором, но на самом деле служили материалом для   работ Луизы. К ее дверям местные жители нередко приволакивали разные деревянные обломки, а однажды подогнали к гаражу целый грузовик обгорелых балок, оставшихся от сгоревшей церкви Св. Марка, расположенной неподалеку. Невельсон была в восторге.

Дань шести миллионам

Луиза говорила про свои работы: «Мои работы тонкие и хрупкие, хотя выглядят крепкими и сильными. Подлинная сила деликатна»
В 1964 году в память о жертвах Холокоста она создала массивную черную стену «Дань 6 миллионам». Стена состояла из множества ящичков одинакового размера, и каждый был заполнен разными деревянными предметами.


Стена была огромная,  и каждая коробочка символизировала чью-то погубленную жизнь.   Луиза сделала две версии своей стены, одну приобрел музей в Осаке, Япония, а вторую- Израильский музей в Иерусалиме. В сентябре 2007 года в Нью-Йорке в Еврейском музее была выставка работ художницы, и эта стенка приехала из Японии.
Интерьер церкви святого Петра

В 1975 году  художница  разработала  дизайн для внутреннего убранства лютеранской церкви святого Петра, что стоит около здания Ситигруп на Лексингтон Авеню .  В 1974 году строилось новое здание церкви и в качестве художника- оформителя пригласили Луизу.  Я в прошлом году писала про  эту церковь и здание  Ситигруп в своей заметке, которая называлась-  Небоскреб, который чуть не упал  - прочитайте   - вам понравится.  


Интерьер церкви святого Петра
Когда церковь была построена , репортер спросил пастора, почему родившаяся в России еврейская художница была выбрана для украшения американской протестантской церкви. Ответ священника был прост: «Потому что она -  величайший из ныне живущих американских скульпторов».


Кстати,  в этой церкви есть небольшая художественная галерея, а в ее зале проходят очень неплохие джазовые концерты. Сейчас лето, и концерты проходят на улице.


Скульптуры, про которые я рассказывала в самом начале заметки, были установлены  на площади в  1977 году, когда Луизе было больше 70 лет. 
Называются эти инсталляции Тени и флаги  (  “Shadows and Flags”). Сделаны они из специальной стали , которая называется  Corten steel.  Ржавчина, появляющаяся на поверхности предметов, сделанных из такой стали, предохраняет их  так же как краска.  

 Самая младшая внучка  художницы Мария Невельсон, говорила, что глядя на эти могучие скульптуры, совершенно невозможно себе представить, что их сделала 78-летняя бабушка.    Площадь, на которой стоят эти скульптуры, была первой площадью в Нью-Йорке, названной в честь художника.  
Врата небесные


Умерла Луиза в возрасте 89 лет в 1988 году. После ее смерти ее наследство оценивалось в сто миллионов долларов.  В 2000 году в Америке были выпущены марки в ее честь. В 2001 году ее работа  "Врата небесные"  погибла при террористической атаке.
 Вот такая интересная судьба...




Комментариев нет:

Отправить комментарий