Выставка "Век Джаза" в музее Cooper Hewitt

 20-е годы прошлого века называли в Америке Рокочущими двадцатыми -“Roaring Twenties”. Это было время огромных изменений в американском обществе. За период с 1920 по 1929 национальный доход увеличился в два раза, впервые число городских жителей превысило число сельских, машина превратилась из предмета роскоши в повседневную необходимость. 
20-е годы- это  золотой век Америки . 

За эти десять лет в Америке произошли кардинальные изменения.  После  первой мировой войны, оставив  далеко позади свой  патриархальный и старомодный уклад Америка вырвалась вперед.  В 1920 году в США производилось около 50 процентов всего добываемого в мире угля, выплавлялось до 60 процентов всей стали и чугуна, выпускалось 85 процентов всех автомобилей.

В этом же  году в США переселились 800 тысяч человек, а в Нью–Йорке население на 40 процентов состояло из иммигрантов.

 А какие великие люди  жили тогда!   Чарльз Линденберг и Эль Капоне, Чарли Чаплин, Дюк Эллингтон и Скотт  Фицджеральд... Перемены затронули не только материальную сторону жизни- эти годы называют еще Веком Джаза.   И термин этот в   1931 году  ввел в оборот  Ф.Скотт Фицджеральд,  известный американский писатель. В 1922 году была издана книга его коротких рассказов под названием "Сказки века джаза"(Tales of the Jazz Age).   

 В своем эссе  "Отзвуки века джаза" , описывая десятилетие между  1919-1929 годами, Фицджеральд писал:  "Это был век чудес, век искусства, век крайностей и великой сатиры. Наконец-то мы могли жить так,  как  хотели. Ныне самой могущественной страной стала наша.  Кто  бы  вздумал  теперь указывать нам, что модно и что интересно? Жизнь тогда напоминала детский праздник, на котором детей вдруг заменили взрослые, а дети остались не причем, растерянные и недоумевающие.


Всю страну охватила  жажда  наслаждений  и  погоня  за  удовольствиями. Слово "джаз", которое теперь никто  не  считает  неприличным,  означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. У Века  Джаза  была  бурная  юность  и  пьяная  молодость. Десятая  часть  общества,  его  сливки,  вела существование беззаботное, как у герцогов, и ненадежное, как  у  хористок. Легко читать теперь мораль; однако как хорошо было, что наши двадцать  лет пришлись на такой уверенный в себе и не  знавший  тревог  период  истории. "


Европа была разорена, рынок сбыта практически отсутствовал, и европейские дизайнеры в поисках покупателей ринулись за океан, завоевывать появившийся в Соединенных Штатах средний класс, который имел достаточно денег, чтобы покупать  красивые и необычные вещи.
Выставка  "Век джаза: американский стиль 1920-х годов"   (The Jazz Age: American Style in the 1920s),  открывшаяся в апреле этого года    в музее Cooper Hewitt, что  располоен на Музейной Миле,   отлично это время отражает.  Я была на этой выставке в начале июня, и конечно, мне бы написать про нее пораньше... Единственное, что меня утешает, что работает выставка  до 20 августа  - так что еще есть время тем, кто там не был,  посетить ее.

На выставке  представлены около 400 экспонатов — модели роскошных лимузинов и эксклюзивные ювелирные украшения, суперсовременная для того времени мебель , образцы модной одежды с изображением самолетов и кораблей, только-только появившиеся в продаже радиоприемники и плакаты с изображениями знаменитых музыкантов того времени — Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бинга Кросби.    Куратор выставки Сэра Коффин (Sarah Coffin)  в интервью говорила : "Я бы назвала этот период невероятным по силе прорывом в сфере культуры. 




Да, можно сказать, что в 1920-е годы Америка пережила культурный шок, когда она открыла двери для влияния массовой европейской культуры. Собственно, это был не один шок, а целая серия"

Именно в это время появился и получил в Ню-Йорке широкое распространение  стиль арт деко. Все лучшие небоскребы - и Крайслер, и Эмпайер   - построены в стиле арт деко.  Новая архитектура  не только изменила  облик Нью-Йорка но и  оказала сильнейшее влияние на американские вкусы. Если раньше образцом хорошего вкуса считались  английские поместья и французские замки, то теперь новый облик города требовал новых решений и в дизайне интерьера.


Появились яркие  диваны без острых углов,   раскладные кровати и даже мебель в виде небоскребов.   Особенно сильно европейские дизайнеры повлияли на американскую моду.  Новая мода требовала  новых  украшений и аксессуаров. Практически вся одежда, представленная на выставке, была разработана европейцами, но принадлежала американцам. 


 Возникла мода на крошечные, отделанные золотом флаконы с духами, которые полагалось носить с меховыми манто. В 1927 году, в ознаменование перелета Чарльза Линдберга через Атлантику появились духи "Spirit of S.Louis" ("Дух Сент-Луиса"), причем флакон очертаниями напоминал названный так самолет Линдберга.


В 1925 году в Париже прошла Международная выставка декоративного искусства и индустрии. "Конечно же, американцы и раньше отправлялись в Париж за модной одеждой и за развлечениями, но после Всемирной выставки в Париже 1925 года они лучше познакомились с новыми тенденциями в культуре и сумели адаптироваться к ним,  сказала  Сэра Коффин (Sarah Coffin),  куратор Нью-Йоркской выставки ,-   Но адаптация была не к революционным идеям как таковым, а к революционным тенденциям в культуре и это особенно явственно проявилось в американском дизайне, в формировании американского вкуса".

Сильный доллар давал американцам возможности покупать в  Париже  как одежду, так и драгоценности.
"Я бы назвала этот период невероятным по силе прорывом в сфере культуры, — отметила  куратор выставки Сэра Коффин. — Да, можно сказать, что в 1920-е годы Америка пережила культурный шок, когда она открыла двери для влияния массовой европейской культуры. Собственно, это был не один шок, а целая серия".

В дополнение к основной выставке в музее открыты еще  две небольших экспозиции. На одной из представлена  коллекция настольных часов, коробочек, пудрениц и портсигаров работы таких известных дизайнеров, как Картье и Булгари и  сделанных в  20е годы. Собрали эту коллекцию принц  и принцесса  Садруддин Ага-хан  (Sadruddin Aga Khan).  Принц начал коллекционировать еще в 50х годах, будучи студентом Гарварда.   Он подарил коллекцию своей второй жене Катерине.  Принц умер в 2003 году от рака, а коллекцию принцесса передала музею.


 Вторая экспозиция называется "Мир радио". Там есть модели, сделанные уже существенно позже чем американский век джаза. Глядя на некоторые, я вспомнила мое далекое-далекое детство. Напоминаю- выставка работает до 20 августа, в субботу с 6 до 9 вечера- плата по желанию. Рядом с музеем - прелестный сад и кафе , а напротив, через дорогу - огромный резервуар Жаклин Кеннеди в центральном парке.








Комментариев нет:

Отправить комментарий