Дэвид Хокни -последний живой великий художник

Когда на улице такая холодная гадость, нет снега, и ветер, и промозгло, а еще только февраль и до лета как до луны, мне хочется чего-нибудь солнечно- яркого... Ну если не на улице, то хотя бы в помещении, просто посмотреть - полюбоваться - помечтать.  Вот такое солнечно-яркое ощущение у меня оставила выставка  художника Дэвида Хокни .  Картины  Хокни, наполненные жарким светом и яркими цветами,  я видела и когда я ездила по Калифорнии и ходила в музей Гетти в Лос Анжелесе, и в парижском центре Помпиду,  и в Метрополитен музее и Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.

  Но вот что интересно, когда я зашла на выставку  Дэвида Хокни в Метрополитен-музее , в моей голове ну ничего не кликнуло, поэтому я и не ожидала, что  после немного сумрачных залов с рисунками Микеланджело,    я как будто  на ярком солнце , и солнце южном- не здешнем,  окажусь.

 Родился Хокни в 1937 году в Англии, и в возрасте 30 лет переехал в Калифорнию,  где сейчас и живет, так что его вполне можно назвать  и американским художником.   Это сейчас он респектабельный  классик , про которого англичане  говорят, что он - "последний живой великий художник". 
А начинал Дэвид весьма скандально, отказавшись  после окончания престижного Королевского колледжа делать  дипломную работу и нарисовав  самому себе диплом.  Позже Хокни говорил: "Разве кто-нибудь спрашивает у художника его диплом? Ему говорят- покажи свои работы" (  Who's going to ask a painter to see a diploma? They'd say, 'Can I see your paintings?', wouldn't they?)
Давид всегда интересовался новыми технологиями: в 1980-х он делал  коллажи из фотографий, сделанном Полароидом,  в 2008-м — рисунки на iPhone, сегодня  он работает  с цифровыми видео и печатью.


В одном из интервью Дэвид сказал: " (...)  мне всегда нравились фотоаппараты. А еще я обожаю факсы! Вообще, плохих печатных устройств не бывает: все они что-то создают. Художники всегда шли рука об руку с техническим прогрессом. Я даже написал об этом книгу «Тайное знание». Все началось в 1420 году. Задумайся, ведь в Китае, Японии, Персии, Индии художники никогда не рисовали тени. Почему же мы видим их на картинах европейцев? Потому что они использовали оптику. Для работы подобных устройств необходим яркий свет, при котором тени становятся густыми и заметными. Историки искусства просто-напросто упустили это из виду."

Книгу  «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» Хокни написал вместе  с  Чарльзом М. Фалько,  американским  физиком  и профессором оптики. В этой книге он утверждал, что многие мастера прошлого, начиная с эпохи Ренесанса, использовали различные методы проекции, в частности камеру-обскуру, камеру-люциду и сферические зеркала, для создания более реалистичного изображения.   Книга эта очень бурно в обществе обсуждалась и  это высказывание даже получило официальное название "гипотеза  Хокни-Фалько".   В 2003 году в в  Бельгии  в Генте даже прошла конференция, на которой независимые эксперты пытались взвесить все доводы "за" и "против", но к общему мнению так и не пришли.

В   другой своей книге,   "История картин: от пещеры до компьютерного экрана",  написанной в соавторстве с   художественным критиком  Мартином  Гейфордом,  Хокни  писал:  "Сегодня мы знаем, что нет пространства в отрыве от времени. Но еще каких-нибудь сто лет назад все считали эти вещи отдельными и абсолютными. Для нас пространство и время — как бы две стороны одного и того же, то есть, по сути, единое целое.



И мы не можем представить себе отсутствие пространства. Это просто немыслимо; мы не в состоянии выйти за пределы пространства и времени. Мы знаем, что наше время ограничено, но также знаем, что оно растяжимо.
Живопись — это искусство времени и пространства, по крайней мере я так считаю. В рисунке важно поместить фигуру в пространство — и это пространство создается через время."


По результатам общенационального опроса 2011 года, в котором  участвовали  около 1000 профессиональных художников и скульпторов со всей Британии, Дэвид  Хокни назван самым  самый влиятельным британским художником  вообще всех времён...
 Художник пробует все новое с азартом. Он работал маслом и акрилом, карандашом и углем, резал гравюры, рисовал портреты и пейзажи, делал фотографии  и фотоколлажи, создавал декорации к опере Стравинского.

Давным-давно  компания Canon специально высылала художнику первые экспериментальные образцы картриджей, только чтобы увидеть, что же будет делать с ними этот художник. А в 72  года Хокни увлёкся цифровой живописью, и сейчас создаёт работы на своём iPad и iPhone, часто используя планшет как блокнот для зарисовок. Он говорит  «Надо мной подтрунивали люди из соседних деревень: «Мы слышали, ты рисуешь на телефоне». Это не совсем так, просто иногда я разговариваю по альбому для рисования».

  Многие картины Хокни имеют  просто огромны- они составлены из  нескольких холстов. Художник сказал, что он это делает  для того, чтобы     зритель мог «войти в пейзаж, ощутить себя внутри». . Cвою самую большую картину — Bigger Trees Near Warter (4,6 на 12 метров) — Хокни подарил лондонской Tate. 
 Вот еще несколько цитат Дэвида Хокни : "Что делает произведение искусства произведением искусства? Я не знаю. Многие люди скажут вам, что они создают искусство. Некоторые — возможно, но я не уверен, что все. Возможно, я старомоден, но мне эта фраза не кажется подходящей. Я предпочту сказать, что создаю картины, изображения(....)История картин начинается в пещерах и заканчивается — на сегодняшний день — на экране iPad. Кто знает, куда она пойдет завтра? Но одно очевидно: картинные проблемы всегда будут связаны с тем, как изобразить мир в двух измерениях. От их решения не уйти."

Выставка в Метрополитен  -музее, посвященная восьмидесятилетию художника,   до этого была в Лондоне в музее  Tate и в Париже в центре Помпиду.  Выставка в Tate была признана  самой успешной выставкой из всех, проходивших в музее : еще до  ее открытия выставки  было продано 35 тысяч билетов в рамках предварительной продажи.
 Выставка в Метрополитен-музее  продлится до   25 февраля- так что у вас  еще есть время.


P.S. Все фотографии для этой стати я сделала на выставке в музее Метрополитен

1 комментарий: